Процесс природопользования неизбежно связан с образованием отходов, которые могут представлять опасность для экологии и здоровья людей. С целью недопущения вспышек инфекционных заболеваний и защиты окружающей среды от загрязнений технологического и бытового характера на законодательном уровне принята программа по утилизации вторсырья 1–4-го классов опасности. Требуется ли разрешение на деятельность, связанную с обращением отходов? Как происходит проверка лицензии на вывоз отходов?
Классификация
В зависимости от опасности, отходы делятся на 5 классов:
- Самые опасные, способные нанести непоправимый ущерб здоровью человека и окружающей среде. Такие отходы могут содержать ртуть и ее соединения, соли свинца, плутоний, полоний, таллий.
- К этому классу относят аккумуляторы, автопокрышки, масла, кислотные и щелочные растворы. На восстановление природной зоны, загрязненной такими отходами, могут уйти десятилетия.
- Это – умеренно опасные отходы, после загрязнения которым экосистема восстанавливается в течение 10 лет. Сюда входят лакокрасочные материалы, медные провода, ацетон, а также некоторые отходы с/х производства.
- Негативное влияние таких отходов на природу длится не более 3 лет. К четвертому классу относят строительные отходы, автомобильные шины, б/у мебель и пр.
- Самый безопасный вид отходов – бумага, картон, опилки, просроченные продукты, металлолом.
Требования к претенденту
Для ведения деятельности, связанной с обращением отходов 1–4-го классов опасности, необходима лицензия. Такое требование предписано Законом № 458-ФЗ от 29.12.2014. Лицензия дает право на транспортировку, хранение, переработку, обезвреживание и уничтожение производственных и бытовых отходов. Получить документ можно при соблюдении ряда требований. Компания, претендующая на разрешение, должна подтвердить наличие:
- помещений, зданий и сооружений, оснащенных соответствующим образом;
- персонала, прошедшего специальную подготовку. В штате должны быть лица, ответственные за допуск сотрудников к опасным работам;
- сертификата на утилизацию отходов;
- технологической документации;
- транспортных средств, оборудованных для перевозки опасных отходов;
- системы контроля состояния вредных веществ и количества их выбросов;
- плана эвакуации сотрудников в случае ЧС;
- санитарно-эпидемиологического заключения.
Необходимые документы
Для получения лицензии на вывоз отходов нужно подготовить пакет документов, включающий:
- свидетельство о регистрации компании или ИП;
- свидетельство (или выписку) ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- документальное подтверждение наличия собственных или арендованных участка, площадки, помещения;
- сертификаты о квалификации персонала;
- санитарную и экологическую документацию;
- проектные данные по отходам с указанием нормативов по их количеству и лимитов по размещению на полигоне;
- сертификаты на оборудование, которое будет использоваться для транспортировки, переработки, хранения отходов;
- при необходимости – разрешительную документацию на товары, которые могут производиться из отходов;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Как проверить лицензию
Записи о получении лицензий, дающих право заниматься вывозом отходов, хранятся в государственных электронных реестрах. Именно в этих базах данных и можно проверить наличие у компании или ИП разрешения на этот вид деятельности. Информация о лицензировании доступна любому пользователю сайта Росприроднадзора. Чтобы воспользоваться услугой, нужно указать, что цель обращения – получение данных из реестра лицензий. Запись, как правило, содержит данные о дате выдачи лицензии, а также о датах прекращения, приостановления и возобновления деятельности. В реестре могут быть указаны сроки проверки деятельности компании и ее результаты. Здесь же размещаются постановления судебных органов об аннулировании лицензии.
Компания «Квадрига» предлагает профессиональную помощь в получении лицензии на вывоз отходов организациям и индивидуальным предпринимателям в Москве и Московской области, а также в других регионах России.